Станислав Дробышевский о классификации рас и механизмах расообразования
- Wulfahardus
- 13 дек. 2017 г.
- 3 мин. чтения
Обновлено: 1 мар. 2018 г.
Антрополог Дробышевский рассказал журналистам о малых расах мира, а также механизмах их формирования. По его словам, сегодня существуют несколько типов малых рас, которые сформировались в результате смешения, но при этом даже не имеют названия.

- Станислав Владимирович, сколько же рас существует в мире?
Классификаций рас столько же, сколько самих антропологов. Не каждый антрополог к тому же знает обо всех исследованиях. Поэтому, если какому-нибудь специалисту незнакомы особенности меланезийцев на Соломоновых островах, он их просто игнорирует и в свою классификацию не включает. А другой не знает про эвенков и игнорирует их.
Мало того, людей на планете много, и все они изменяются. Да и четкой границы между расовыми типами тоже не существует. Это в школе для облегчения понимания детям говорят, что есть негроиды, монголоиды и европеоиды. А на самом деле существует масса всевозможных средних вариантов. Например, какая-нибудь восточноафриканская раса, которая в равной степени как негроидная, так и европеоидная. Ее можно выделить в отдельную расу, но тогда найдется промежуточная между ней и какой-нибудь другой, соседней.
Таким образом можно классифицировать великое множество рас. Поэтому вопрос их количества, скорее, философский и относится к тому, какие критерии и подходы мы используем при их выделении.
Тем не менее, в современном классическом варианте можно назвать такие основные расы, как негроидная, южноафриканская, восточноафриканская, европеоидная, монголоидная, австралоидная, южноиндийская, полинезийская, айнская и американоидная. Это как минимум.
А что такое малые и большие расы?
Раньше часто подразумевали, что есть большие и малые расы. Но большая раса – это не та, представители которой многочисленны, а та, которая давно отделилась от других. Поэтому какая-нибудь айнская раса, которая насчитывает несколько тысяч человек, на самом деле является большой расой, потому что она сформировалась еще 10–12 тыс. лет назад. То же самое можно сказать, например, и по отношению к андаманским аборигенам, которых очень мало, но при этом они отделились от других очень и очень давно.
А большинство многочисленных рас делятся еще на менее многочисленные. Европеоиды, например, подразделяются на северных, средних, балкано-кавказских, индо-средиземноморских и других. То есть малые расы – это не что-то отдельное от больших, это части больших рас.
Как образуются расы? Расскажите о механизмах расообразования.
Механизмы очень простые. Самый классический – естественный отбор, потому что многие адаптивные признаки одновременно являются и расовыми. Например, темный цвет кожи защищает от смертоносного ультрафиолета, а светлый, наоборот, позволяет пропускать необходимое для синтеза количество витамина D в тех регионах, где солнца не хватает.
Широкий нос и сильно выступающие вперед челюсти, как у негроидов, позволяют охлаждать воздух, толстые губы нужны для защиты от перегрева, а «шапка» курчавых волос, возможно, защищает голову от солнечного удара, охлаждая ее. Коренастые пропорции тела, как у народов Севера, позволяют сохранять тепло, а узкие, тропические, напротив, помогают лучше остывать организму.
Второй механизм – половой отбор: нравится – не нравится. Таких признаков не так много, но они есть. Например, борода. Наличие ее или отсутствие на адаптацию к окружающей среде не влияет. Зато девушкам нравится. Но, опять же, не всем. Предков монголоидных женщин бородатые мужчины, видимо, не привлекали, поэтому у этой расы рост бороды и усов самый низкий на планете, а у европеоидов – наоборот. То же самое касается покатости лба, уплощенности лица, эпикантуса (характерная складка верхнего века у монголоидов. – NS) или формы спинки носа. Никакой из этих признаков на выживаемость не влияет, но является привлекательным или, наоборот, отталкивающим для противоположного пола.
Третий механизм – генетико-автоматические процессы, то есть простая случайность. Допустим, на острове рождается мутант с рыжими волосами, а на этом острове и население-то всего двадцать человек. И если у этого рыжего будет много детей, то вероятность того, что все люди на острове через два поколения будут иметь волосы такого же цвета, довольно высока. Причем это может быть не только новая мутация, которая передалась из поколения в поколение, а банальная статистика. Один рыжий среди десяти человек и он же среди миллиарда китайцев – совершенно разные вещи.Поэтому даже простое перемещение групп людей с места на место, как ни странно, уже может создать новую комбинацию расовых признаков.
Когда маленькая группа отделяется от большой и переселяется, как правило, ничего не случается и новое потомство не рождается абсолютно иным, но частоты признаков уже другие.
Четвертый механизм расообразования – метисация. Смешивание рас, как правило, дает новые хитрые комбинации. И, что самое интересное, смешение двух типов обычно не приводит к их исчезновению, просто появляется что-то новое, дополнительное. Когда, например, возникла южносибирская раса – нынешние казахи и киргизы, – ни монголы, ни таджики никуда не делись.
Comments